Запах денег

Советы Оскара Хартманна будущим миллионерам

12 февраля 465
Основатель крупнейших проектов KupiVIP, CarPrice, Shopping Live, CarFix Оскар Хартманн к 30 годам обеспечил свою семью на всю жизнь. Но если сравнить количество достижений и неудач, окажется, что поражений у Оскара было гораздо больше, чем побед.

Он построил успешный бизнес в России, не зная русского языка, открыл четыре компании во время кризиса и зашёл на рынок Японии, когда вокруг все твердили, что эта страна — другая Вселенная.

Как ему это удалось? Что помогает Оскару Хартманну преодолевать страхи? И почему предприниматель не советует опираться только на логику?
Олейникова
Юлия Олейникова

Не бойтесь все начинать с нуля

В 2008 году Оскару Хартману надоедают постоянные переезды из одной страны в другую. Вместе с женой они принимают решение пустить корни. Берут фотографии и распределяют в коробки по принципу: здесь нам было не очень, здесь нормально, здесь — очень хорошо. В третьей коробке оказались снимки из Москвы. Выбор сделан —- они переезжают на родину жены.

Оскар не собирался устраиваться на работу по найму. В России он планировал построить бизнес. Еще не знал, какой именно, но точно понимал, что это должно быть что-то полезное и нужное для людей.

10 лет назад Оскар Хартманн еще не говорил по-русски. Не жил в российских реалиях. В Москве у него не было знакомых и связей, чтобы запустить и раскрутить бизнес. Но было сильное желание создавать. И большой опыт наблюдения: за время переездов, он видел, что уже работало в одних странах, но чего еще не было в других.

Доверяйте своим чувствам

В 2008 году российский рынок электронной коммерции оценивался в €4 миллиарда. В Германии такую долю занимал только онлайн-шоппинг, а на весь объем приходилось €16 миллиардов. Расчеты показывали, что первую онлайн-покупку пользователь делает через 7 лет после того, как начинает пользоваться интернетом. В 2008-м заказать вещи через виртуальный магазин могли только те, кто пользуется интернетом с 2001 года — 4,3 млн человек. Или 3% от населения России.

Но Хартманн решил, что всё равно будет строить бизнес в интернете. Так появился KupiVIP — интернет-магазин, с помощью которого можно заказывать брендовую одежду и обувь с большими скидками.

Одежда и обувь — не являются товарами первой необходимости. Но этот сегмент продолжит расти дальше, рассказывает Хартманн. Не логично, зато проверено экономикой нескольких стран. Дело в том, что большая часть покупателей KupiVIP — женщины. А женщины в любые времена — даже в кризис — хотят новое платье. Кроме того, не стоит отрицать, что в обществе существует бутикофобия: люди боятся заходить в некоторые оффлайн-магазины, потому что считают, что недостаточно им соответствуют. В онлайн-сервисе это исключено.

Если бы 10 лет назад Хартманн опирался только на логику, вряд ли бы он основал новую шоппинг-империю. Онлайн-рынок в России находился только в зачаточном состоянии, сильно уступая европейским странам. Развивать интернет-шоппинг казалось нелогично. Сейчас российский рынок электронной коммерции оценивается в €16 миллиардов. Прогнозы оправдались, даже несмотря на обвал рубля. KupiVIP — результат решения, которое было принято интуитивно.

Перед тем, как сделать важный выбор, доверяйте ощущениям, а не мыслям. Чувства никогда не обманывают. Не слушайте скептиков.

В 2008-м в России не существовало онлайн-сервисов для покупки одежды и обуви. Оскар решил его сделать. До этого у него был небольшой интернет-магазин в Германии, через который он продавал спортивное питание. Его можно считать первым онлайн-бизнесом Хартманна. Он, по сути, был копией того, что работало в Америке.

Пока жил в США, Оскар, как и многие сокурсники, увлекался бодибилдингом. В его среде спортивное питание и снаряды покупали в специализированных интернет-магазинах. Когда Хартман вернулся в Германию, он обнаружил, что в Европе таких сервисов нет. Сделал сайт по аналогии с американским, где сам заказывал товары, и начал на этом зарабатывать.

Маржа была небольшая — всего 1 евро с посылки. Чтобы увеличить прибыль, предприниматель добавил на сайт товары из телемагазинов, например, пояса для похудения. Маржа выросла до 5 евро. Позже начал реализовывать стройматериалы. Благодаря чему прибыль поднялась до 18 евро с посылки. Это с одной стороны.

С другой - всю работу Оскар выполнял один. Он посвящал ей весь день и всё свободное время. И даже при этом не всегда удавалось продать все посылки. На складах оставалось 15-20 тысяч единиц товара. Хартманн знал, что не один он сталкивается с такой проблемой. Поэтому в России он собирался создать большой сервис, через который предприниматели смогли бы реализовывать оставшиеся вещи, а покупатели — заказывать их с большими скидками.

Бизнесмены, аналитики и менторы, которые были рядом в тот момент, крутили пальцем у виска. Оскара убеждали: «В России это не сработает. Здесь другой менталитет, другие привычки, совсем не такие, как на Западе. Поэтому виртуального магазина до сих пор нет — никто не покупал и не станет покупать одежду и обувь через интернет». Но KupiVIP появился.

Хартманн оказался в ситуации, в которую попадает практически каждый предприниматель: когда скептиков больше, чем тех, кто верит в твой успех. Но он видел, как интернет-сервис работает в других странах. А если у кого-то получилось, значит сможет и он. Позже Оскар Хартманн даст название этому состоянию: «Я — армия из одного человека. И меня никто не остановит».

Важно узнать чужие мнения, но чтобы принимать решение, нужно слушать себя.

Помните о цели

Хартманн решил открыть первый в России онлайн-шоппинг-клуб — KupiVIP. Он сам установил себе дедлайн, к которому нужно было собрать компанию из 12 человек. В чужой стране он не знал, кого можно быстро трудоустроить. Нужны были люди с горящими глазами, но над которыми можно иметь контроль и которым можно доверять.

Оскар позвонил брату в Германию, предложил стать директором по закупкам. Он согласился и порекомендовал несколько своих знакомых. До сих пор Оскар убежден, что правильный подбор сотрудников не менее важен, чем привлечение инвестиций. А самый эффективный путь для поиска коллег — личные связи.

Хартманн запустил KupiVIP в планируемые сроки. Но старт омрачила трагедия. Именно в это время его сыну поставили смертельный диагноз — муковисцидоз. С таким живут не дольше 3 лет.

До этого момента у Оскара всё шло по плану. Но после общения с врачами этот план нужно было пересматривать и думать, как бороться за жизнь малыша: каждый месяц только на лекарства требовалось $5 000. Ничто так не мотивировало работать семь дней в неделю по 17 часов в сутки, вспоминает Хартманн.

Спустя год Оскара ждали две новости. И обе хорошие. Во-первых, выяснилось, что его сыну поставили ошибочный диагноз - ребенок оказался абсолютно здоров. А во-вторых, оборот компании KupiVIP составил $6,3 млн. Во второй год — 25, в третий — 52, а через 4 года — $117 млн.

Если у вас есть цель, то ничего не возможного нет. Наоборот — вокруг одни возможности.

Придумайте себе страх

Оскар Хартманн придумал инструмент, который помогает покупателям избавиться от страхов покупок в офлайн-магазинах — привел клиентов в онлайн. Создавая этот бизнес, он параллельно вывел формулу, чтобы преодолеть и собственные страхи.

Начинать бизнес всегда страшно. Даже для миллиардера. Но если не продолжать действовать, несмотря на страх - результата не будет. Можно долго писать планы и подсчитывать риски. Но к цели приведут только действия. Неудачи неизбежны. Только их нужно воспринимать не как ямы, а как ступени.

Лучший способ побороть свой страх по мнению Хартманна — придумать еще больший.

Когда он только начинал бизнес, ему было очень страшно: не заработать, подвести партнеров, не обеспечить семью. Но еще страшнее для него была другая мысль — «не стать предпринимателем и к сорока годам работать на дядю, который будет указывать, кто ты, и определять, что ты должен делать».

Страшно не делать бизнес, страшно — его не делать и оказаться к сорока годам ни с чем.
 

Правила бизнеса Оскара Хартмана:

  • Цель должна вас зажигать — тогда вам будет все равно, что говорят другие.
  • Прислушивайтесь к собственным ощущениям — они никогда не врут.
  • Партнеров всегда проще найти среди знакомых.
  • Неудачи и страх — это проверка на прочность.
  • Всегда просто продолжайте действовать.
 
12 февраля465
Кактус.Босс в соцсетях

Читайте также

Уроки Варданяна

Как основатель Сколково
создавал новую
бизнес-элиту России

24 февраля 400
Как продавать с помощью историй?

Напишите письмо своим покупателям

8 апреля 171
8 причин немедленно заняться контент-маркетингом

Чтобы стать клиенту лучшим другом и продавать еще больше

11 апреля 242