Уроки Варданяна

Как основатель Сколково
создавал новую
бизнес-элиту России

24 февраля 402
Председатель Совета директоров Тройки Диалог и президент бизнес-школы «Сколково» Рубен Варданян в 15 лет мечтал преподавать экономику в институте. Но в итоге сделал для образовательной системы гораздо больше, чем если бы стал простым профессором. Его сверхзадача — сделать так, чтобы гении уровня Илона Маска стали переезжать в Россию. Вот, что надо делать, чтобы мечты стали ближе.
Олейникова
Юлия Олейникова

Планируйте на десятилетия вперед

В начале девяностых все боялись строить долгосрочные планы. Даже успешные предприниматели не планировали дальше, чем на год-два. Уже в то время Рубен Варданян строил «длинный» бизнес.

Вот один из примеров. Когда Рубен приступил к созданию одного из своих главных проектов — инвестиционной компании «Тройка Диалог», он сразу же озаботился репутацией компании. Так, своих сотрудников Варданян учил вежливо отвечать на телефонные звонки. Однако, после того, как люди слышали на другом конце «Здравствуйте, чем мы можем вам помочь», они бросали трубку — в 1992 году это было дико. Но Рубена не пугала такая реакция. Он смотрел дальше, и понимал, что спустя 10 лет клиентоориентированность станет преимуществом, а через 20 — такой сервис и вовсе будет привычным. Так и случилось. Самое интересное, что Варданян был долго уверен, что также думают и окружающие. Оказалось, что долгосрочное видение ситуации — его личное конкурентное преимущество.

Но как выяснилось, можно было пойти еще дальше. Однажды на деловом ужине с партнерами Рубен поделился своими идеями о создании бизнес-школы. Варданян мыслил так: обучение — это вторая статья расходов в семьях после еды, и люди готовы отдавать миллионы за то, чтобы их дети получили хорошее образование. Присутствовавший на ужине Ли Куан Ю — один из создателей сингапурского «экономического чуда» —  сказал, что ему нравится эта мечта, и он станет членом Попечительского Совета новой школы. Так появилось Сколково.

34,2 млрд ₽

Во столько оценивался российский рынок послевузовского профобразования в 2016 году аналитиками BusinesStat

Когда позже Рубен Варданян спросил Ли Куан Ю, почему он его поддержал, премьер-министр рационально, без эмоций, объяснил, что через 20 лет Сингапур начнёт проигрывать Мумбаю и Шанхаю, поскольку там активней растёт бизнес-среда, становится больше англоязычного населения. А Сингапур будет не такой привлекательный, и для Ли Куан Ю важно было выстроить хорошие связи с Россией. Тогда Варданян спросил, какой у него горизонт планирования? 83-летний премьер-министр ответил: «80 лет, больше не получается». Как выяснилось, даже в бурно развивающейся мировой экономике, великие люди готовы заглядывать не на годы — на десятилетия вперед.

«Расширяйте горизонт планирования, работайте в длинную, — говорит Рубен Варданян. — Мы делаем путь сегодня, чтобы завтра подняться выше мечты».

Не бойтесь чужих идей

Рубен Варданян признаётся, что Сколково — не его идея. По большому счёту, это копия проекта Раджата Гупты — основателя Индийской школы бизнеса — ISB. Что такое ISB? По существу это кадровый инкубатор для крупнейших работодателей мира, созданный в индийской Силиконовой долине городе Хайдарабаде. Школа не только отбирает талантливых индусов для обучения у лучших профессоров мира, но и активно использует программы обмена. В числе рекрутеров, которые пристально отслеживают успехи студентов ISB — Microsoft, Google, банк HSBC и другие мегакорпорации.

Варданян решил скопировать опыт индусов. И для этого пришлось создать инфраструктуру, которой ранее не было в России. Сколково создавали практически с нуля, в чистом поле, параллельно искали преподавателей, менторов, инвесторов. Новая российская бизнес-школа резко отличалась от западных образцов. Прежде всего, потому, что была создана не на базе крупного вуза.

Особый подход был и в организации образовательного процесса. Помимо теоретических курсов по менеджменту, студенты получали возможность пообщаться и прослушать лекции ведущих мировых предпринимателей. Реальные истории живых людей должны были «продемонстрировать студентам трудности, с которыми сталкивается развивающаяся экономика», — писало американское издание CNBC. Кроме того, обязательной частью обучения были стажировки в крупных российских и зарубежных компаниях.

Но в Сколково, молодые люди попадали уже будучи в сознательном возрасте, а Варданян мечтал создать площадку с иным подходом к обучению. Колледж, который позволил бы детям полностью раскрыть их потенциал еще в раннем возрасте.

Ориентируйтесь на лидеров

Ориентиром для Рубена была финская система образования, которую он считал лучшей в мире. В школах Финляндии не сравнивают учеников между собой. Дети с замедленным развитием учатся вместе с юными гениями. Просто для каждого маленького финна составляется свой индивидуальный план занятий. И оценивать детей будут именно по тому как они выполнили «свои» упражнения, а не из какого-то общего учебника.

Так появилась школа, которую Рубен построил в армянском городе Дилижан — UWC Dilijan College, которая входит в международную сеть «Объединенные колледжи мира» (United World Colleges). Сегодня таких школ уже почти два десятка и они работают на четырех континентах мира. Иными словами, эта идея тоже была не нова. Но для постсоветского пространства, появление Дилижанской школы стало прорывом.

Главное их отличие от классических общеобразовательных в том, что детей туда отбирает не учебное заведение, а национальные комитеты, которые работают по всему миру и всего их 140. Для поступления в колледж необходимо написать эссе и пройти интервью в национальных отборочных комитетах. Требований к абитуриентам немного: свободно владеть английским и родным языками, хорошо учиться и демонстрировать лидерские качества. Обычные ученики это дети из небогатых семей. При этом, конкурс в UWC Dilijan College больше, чем в престижный вуз: например на Россию есть 10 мест, а заявок поступило — 280.

«На уроке мы никогда не ставим себе цель выучить материал наизусть. Напротив, это здесь не поощряется. Самое главное — понимать ключевую концепцию, мыслить критически, искать подтверждения изученному материалу в реальной жизни», — так описывает школу один из ее учеников.

Рубен Варданян вместе с супругой вложил в школу в Дилижане больше 100 млн долларов. При этом, он дал возможность детям из разных уголков мира получить качественное образование, независимо от семейного достатка. Сейчас в здесь учатся ребята из 63 стран. Сирийские дети ходят на занятия вместе с американскими — общаются и живут в мире, независимо от того, что происходит на политической арене между их государствами. Это ещё одна миссия международного колледжа.

«До 19 века главным активом была земля. После 19 — природные ресурсы. В 21-м веке главный актив — это люди. Нужно вкладывать в образование», — уверяет Рубен Варданян.

Финляндия уже несколько лет занимает первые позиции в международном рейтинге оценки качества образования. Из десяти успешных выпускников вузов Финляндии семеро хотят быть учителями. Потому что там — это самая престижная работа. В России — только один из тридцати. Варданян надеется изменить эту статистику. Но эффективность своих проектов сможет оценить только через 20-25 лет, когда вырастет новое поколение. Если фонд «Сколково» основан в 2005 году, то о первых результатах можно судить в 2025-м. К тому времени инновационный центр должен стать такой экосистемой, в которой будут все условия для развития предпринимательства и научных исследований. А компании, развивающиеся в ней, должны быть успешными игроками глобального рынка.

24 февраля402
Кактус.Босс в соцсетях

Читайте также

Как выбрать идеального кандидата среди десятков соискателей?

Нестандартный способ

2 мая 159
Как вовлечь людей в развитие компании?

Колонка Оксаны Евсеевой

13 апреля 182
Готовые наборы

Сделайте всю работу за клиента

8 апреля 142